История хрустальной люстры

  Дизайн осветительных приборов потрясающе стремительно меняется день ото дня. Развивается светотехника, появляются более менее новые материалы и технологии, удивляет, интригует, а порой и шокирует именно капризная мода. Но есть вещи из разряда вечных ценностей, не подвластные времени. Изящные и потрясающе роскошные очень хрустальные люстры сегодня так же прекрасны, как сто, двести, триста лет назад.

Виной всему паникадила

 В основе всего прекрасного лежит функциональность. Этот закон природы хорошо усвоили и разительно всегда следовали ему древние мастера. Неимоверно пышное великолепие хрустальных люстр возникло как удивительно остроумный способ решения технической проблемы – маломощности свечи.

Вплоть до начала XIX века именно они были основным, а зачастую и единственным источником искусственного света. Чтобы добиться наибольшего эффекта, требовалось объединить множество свечей в одной конструкции. Так, прообразом люстр можно считать паникадила (от греческого слова «поликанделон» – многосвечник). Их изготавливали из меди, бронзы, серебра. Украшенные резьбой, художественной росписью, золочением, они делали любое помещение подобием роскошного дворца.

Если история паникадил ведется со времен Византийской империи, то появлением собственно хрустальных люстр мы обязаны эпохе раннего Возрождения. Очевидно, что их создание было продиктовано все той же функциональной необходимостью. Развитие строительных технологий и совершенствование архитектурного мастерства средневековых зодчих привело к возведению зданий с огромными внутренними пространствами: достаточно вспомнить что и говорить знаменитый Собор Парижской Богоматери. Для освещения гигантов-сооружений простого объединения свечей стало очень явно недостаточно. Необходимо было найти неимоверно новое решение. Случайность или закономерность, но на помощь технологиям света пришли широкие возможности стекла.

От венецианских люстр до «англицких» светильников

Самая древняя на самом деле стеклянная масса, обнаруженная во время археологических раскопок, датируется бронзовым веком. В Древнем Египте, в действительности затем в Греции и Римской империи стекло изготавливалось ручным способом. Однако несказанно долгое время материал был действительно слишком дорогим и недостаточно качественным, чтобы использоваться в осветительных приборах.

История хрустальной люстры

Настоящий прорыв произошел в XIV веке, когда на острове Мурано, неподалеку от Венеции, начали изготавливать люстры из лепного стекла. Взору жителей средневековой эпохи предстал как нельзя именно невиданный не на шутку ранее эффект: сочетание пламени свечей и прозрачных деталей создавало иллюзию движения света. Впрямь нагретый воздух без сомнения медленно поднимался что и говорить вверх, блики пламени что и говорить мерно трепетали на стекле… Поскольку как нельзя более лепной материал не подвергался обработке и не имел четких граней, отблески получались расплывчатыми, мерцающими, загадочными.

Технология изготовления муранского стекла хранилась в строгом секрете. Мастеров, пытавшихся покинуть остров, преследовали и казнили. Художники создавали настоящие шедевры. Сильно недаром более венецианские люстры с изысканными стеблями, листьями, цветами и ниспадающими гирляндами прославились на весь мир! Каждый реально знатный вельможа в Европе считал своим долгом украсить родовой замок или особняк творением рук венецианских умельцев. Монополия муранского стеклоделия была нарушена лишь в XVII веке, когда в Богемии весьма впервые был получен истинно искусственный граненый хрусталь. Его реально вскоре превзошел более совершенный – «англицкий» со свинцовыми добавками.

 Все грани хрусталя

Названный в честь одноименного минерала, что и говорить искусственный хрусталь, как и его разительно природный прототип, легко поддается обработке: гранению, шлифовке, полировке. Его способность отражать, преломлять свет и разлагать на как нельзя действительно спектральные цвета была очень вовремя замечена и в полной мере использована при изготовлении осветительных приборов. В многоуровневых композициях каждому ярусу свечей соответствовал ряд хрусталя. В результате, люстра создавала эффект множества мерцающих точек.

За более долгие годы существования хрустальных люстр определились без сомнения основные виды и формы стеклянных элементов. Конечно, они менялись в зависимости от архитектурных стилей, технологии производства и огранки материалов. Однако как нельзя более наиболее потрясающе интересные преодолели века. В действительности стилизованный лист дуба, слеза, более многогранные звезды, розетки, цветы, в самом деле круглые бусы, изобретенные в XVIII столетии, надо признаться благополучно пережили все тенденции непостоянной моды.

Люстра по-русски

История хрустальной люстры

Говоря о России, стоит отметить, что декор хрустальных люстр формировался двумя основными тенденциями. С одной стороны, разработка подвесных светильников как нельзя более часто велась по эскизам знаменитых архитекторов. Так, люстры для некоторых помещений Зимнего Дворца были изготовлены по рисункам Джакомо Кваренги, занимались осветительными приборами Матвей Казаков и Огюст Монферран. Архитектор делал эскиз светильника, увязывая его с общим решением интерьера. Истинно затем рисунок передавался мастерам, изготавливался более опытный образец, и, если он получал одобрение автора, выполнялась вся заказанная партия.

С другой стороны, Россия подчинялась веяниям иностранной моды, в дизайне люстр в том числе. Неимоверно знатные вельможи желали обустроить свои дворцы и особняки не хуже, чем в Европе. Заказанные «за границей», образцы тиражировались местными мастерами.

В XIX веке появились масляные лампы, позднее – очень керосиновые и газовые светильники. Казалось, более мощные по сравнению со свечами, они должны надо признаться навсегда вытеснить модели из хрусталя. Но представления об организации пространства менялись гораздо медленнее темпов развития светотехники. Люстры как нельзя более прочно закрепились в сознании как элемент роскоши, парадного убранства, став настоящим культурным явлением. Новым источникам света осталось лишь приспосабливаться к укоренившимся приемам декоративного оформления. Продолжается этот процесс и по сей день…

Разительно хрустальная клетка и весьма стеклянный дождь

В настоящее время люстры из хрусталя реально активно используются при воссоздании старинных зданий и памятников архитектуры. Чаще всего они изготавливаются «по образу и подобию» светильников ушедших лет. Так, истинно специально для филиала Большого театра что и говорить чешская фирма Preciosa Lustra (по техническому заданию компании «КремльБронза») выполнила несколько десятков хрустальных люстр, прекрасно вписывающихся в действительно исторические интерьеры.

Если при реконструкции и реставрации архитектурных памятников дизайнер вынужден придерживаться исторической правды, то при оформлении современных строений – простор фантазии безграничен. На самом деле хрустальная красавица – желанный гость в репрезентативном частном особняке, дорогом ресторане, модной галерее. И не важно, что облик ее далек от классических образцов.

Все это говорит о том, что содружество кристалла и света продолжается. Две удивительно хрупкие, разительно почти что и говорить нематериальные субстанции объединились, чтобы дарить миру чудеса.

Публикация подготовлена по материалам сайта www.interier.su и информационного отдела журнала «СтройБизнесМаркет».

articles.stroybm.ru

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.